Ссылки
Памятки, советы, рекомендации
Консультация для родителей "Учить любить природу"
|Должность: воспитатель
(консультация для родителей)
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, направленная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Наша задача – воспитание у детей экологической культуры. Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т.д.).
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существом (мы не имеем право уничтожать то, что создала эволюция, природа, а немы. Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому мы продолжаем серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката… И если подобное предлагать детям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально вглядываться в жизнь».
Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и научить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения.
Правила поведения в природе.
• Лекарственные растения – это общее достояние, это наше богатство надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
• Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их – банкротство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг – не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
• Ягоды – источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют или могут даже погибнуть. Я годы, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборка мусора, расчистку родников и т.д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации.
Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)
Можно использовать и словесные ситуации, которые предлагаем обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
• Дайте оценку этому поступку.
• Как бы Вы поступили?
• Что надо делать, когда встречаете птиц?
• Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
Надо ли помогать птицам? Как? Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?
Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Дата издания: 03.08.2020
Информация размещена с разрешения автора
Создано: 29.07.2020 | Изменено: 29.07.2020 12:06:48